Сильный и быстрый удар в бадминтоне ценился во все времена. А сейчас его ценность, кажется, особенно возросла. Рекорды скорости удара сыпятся один за другим, а производители ракеток соревнуются друг с другом и сами с собой, создавая очередную ракетку, способную установить новый рекорд. Но часто увлечение сильным ударом становится нашей слабостью…
Как это происходит? Опишу на примере, который я наблюдал на днях. На соревнованиях играют два подростка, достаточно одарённых и многому научившихся. Первый парень закидывает волан на бэкхенд второму. Тот кое-как выбивает прямо в центр – подарок, лучше не придумать. Первый парень радостно выпрыгивает, энергично замахивается, бьёт со всей силы и … не попадает по волану.
Почему нам часто хочется «вдарить» посильнее без всякого контроля?
В такой ситуации бывал каждый из нас, причем, как с той, так и с другой стороны сетки. И многие из нас замечали, что в этом же случае игроки за 50 просто подставляют ракетку. Почему? Потому что они экономят силы, им тяжелее двигаться, у них болят суставы, позвоночник и т.п. В результате, ветеран выигрывает очко и движется дальше, а юноша, потеряв и силы и очко, вынужден вновь тратиться, чтобы это очко отыграть. Что же происходит? Почему нам часто хочется «вдарить» посильнее без всякого контроля?
Может быть, мы хотим угнаться за лидерами мирового рейтинга, поддавшись обаянию их сокрушительных смэшей. Но так ли часто сами «звезды» используют этот удар? Включаем финал олимпиады в Рио Chen Long — Lee Chong Wei, смотрим пять первых попавшихся розыгрышей. Что мы видим?
Первый розыгрыш: 16 ударов, 1 смэш, 1 добивание;
Второй: 17 ударов, ни одного смэша;
Третий: 12 ударов, 2 смэша (по одному на каждого игрока);
Четвертый: 14/2 (тоже по одному каждый);
Пятый: 11/2.
Причем, все смэши заканчивали розыгрыш.
Конечно, в ответ на эту нехитрую статистику многие скажут, мол, это азиаты, они играют в комбинационную игру, выжидая момент для решающего удара, а мы – европейцы, мы играем в агрессивный атакующий бадминтон. Что ж, посмотрим статистику полуфинального матча чемпионата Европы 2016 года Viktor Axelsen — Marc Zwiebler.
Первый розыгрыш: 12 ударов, 1 смэш (в середине розыгрыша);
Второй: 5 ударов, 1 смэш;
Третий: 12 ударов, 2 смэша;
Четвертый: 4/2 (1 смэш, 1 добивание);
Пятый: 20/5 (два из них бэкхендом).
Причем, здесь далеко не все смэши заканчивают розыгрыш. Многие из них бьются в середине, но носят тактический характер, их цель – выбить противника из игрового центра, а не завершить розыгрыш.
Если верить этой статистике, европейцы бьют смэш несколько чаще, но всё равно с холодной головой. Откуда же берется это увлечение сильным ударом?
Европейцы бьют смэш несколько чаще, но всё равно с холодной головой
Начнем с самого начала. Я решил заняться бадминтоном. Беру ракетку и учусь делать высоко-далёкий удар, разумеется, по пластиковому волану. Волан не летит, я стараюсь, нервничаю и начинаю лупить со всей силы, забывая о технике. В итоге через несколько занятий умудряюсь добить до задней линии, но делаю это зажатой напряженной рукой и тратя слишком много энергии.
Волан не летит, я стараюсь, нервничаю и начинаю лупить со всей силы, забывая о технике.
В это время в Китае дети путем многократных повторений сначала отдельных элементов удара, затем удара целиком по воздуху, стенке, кисточке и т.п. доводят движение до автоматизма и переходят на волан (перьевой). Волан летит, ребенок доволен, движения его мягкие и пластичные.
Что же дальше? Известно, что после 3-5 тысяч повторений движение становится автоматическим и выполняется независимо от нашей воли. То есть, пройдет немного времени и удар китайского ребенка будет мягким и сильным одновременно (напомню, рекорды скорости смэша принадлежат азиатским игрокам), а я доведу до автоматизма привычку колотить что есть силы.
Сила – не причина, а следствие
Отсюда получаем формулу, о которой многие забывают: «Сила – не причина, а следствие». Следствие правильной передачи энергии всего тела волану. Эта энергия, кстати говоря, передаётся гораздо выгоднее через расслабленные мышцы. А желание ударить посильнее сразу провоцирует команду мозга на сокращение мышц. В результате – нежелательные последствия. Если не верите, попробуйте походить на напряжённых ногах или проделать другие привычные нам действия – съесть тарелку супа, полистать журнал или написать на бумаге предложение – напряжёнными руками.
Как видите, ничего нового мы не открываем. Даже производители давно разделили свои ракетки на атакующие – с балансом в голову, защитные – с балансом в ручку и промежуточные варианты с нейтральным балансом. И пытаются найти компромисс, прекрасно зная, что увеличение силы влечет за собой потерю точности и контроля. И это внутри ракетки, не наделённой разумом и эмоциями. Что же говорить о человеке в разгар напряженного матча? Неужели и игроки делятся по такому же принципу: у одних баланс в голову, у других – в руку?
Хорошо, скажете вы, допустим, я хочу перестать бить со всей силы и научиться делать это с полным контролем. Каков дальнейший порядок моих действий?
- Проверьте себя. На тренировке во время отработки ударов посчитайте, сколько из 10 вы делаете на контроль, технику и точность, а сколько на силу. И потихоньку улучшайте эту статистику.
- Потом можно будет проверить себя в игре, когда в дело вмешиваются эмоции и азарт. Разумеется, результат, будет другим. Но если вы научитесь останавливать себя в игре, то и эту статистику можно улучшить.
- Говорят, в бадминтоне несколько сотен ударов. Замените половину своих смэшей другими ударами – ваша игра станет намного зрелищней. Ведь бадминтон любят в том числе и за разнообразие.
- Перейдите на более летучий волан (хотя бы на время отработки удара). Это придаст вам уверенности, а мышцы станут меньше зажиматься.
- Не пренебрегайте техникой. Отрабатывайте движение целиком и по частям в медленном темпе. Уделяйте внимание каждой мелочи, стараясь довести ее до совершенства. Спешить нам некуда, а делая по 20 правильных повторений в день, уже через год вы наберете заветные 3-5 тысяч повторений.
Что ж, удачи вам на этом интересном пути. Надеюсь, скоро вы научитесь играть с холодной головой и экономить свои силы, оставляя их для долгих интересных розыгрышей.